На пути от проекта до реального объекта. На международной конференции MES-2019 в Казани эксперты «нарисовали» клинику будущего. Если бы вы решили построить свою собственную клинику, в которой при необходимости лечились бы и сами, какой бы она была? На что бы вы обратили внимание в первую очередь? Большинство опрошенных нами людей однозначно подчеркивают - удобство и комфорт, как для пациента, так и для сотрудников самой клиники. Следующий важный показатель - профессиональные и вежливые врачи. Но вопрос «А много ли вы знаете таких клиник, которые существует уже сейчас, в реальной жизни, и почему их так мало?» ставит в тупик многих. Так что же такое удобная и комфортная клиника и почему этим двум очевидным и необходимым для всех критериям отвечает лишь очень малое число медицинских центров? Какова она клиника будущего глазами профессионалов?
«Любой медицинский центр должен быть комфортным, просторным, с большим количеством красивых и удобных пространств, в которых пациенты могут свободно общаться. И главное в центрах должно быть много зелени! Ведь именно природа и гармония в архитектуре помогают людям расслабиться, чувствовать себя хорошо и как можно быстрее выздоравливать», - делится своим мнением Эугения Конха, директор по дизайну «El Equipo de Mazzanti», Колумбия.
Эугения - успешный дизайнер. За ее плечами не один реализованный проект, в том числе и сейсмически устойчивая клиника в Боготе, с большим количеством зелени и пространства. По ее словам, пространство всегда является стимулом, влияющим на поведение человека, а правильное освещение и зелень стимулируют скорейшее выздоровление. Свою концепцию именитый дизайнер представила в Казани, на международной конференции MES-2019, которая собрала лучших проектировщиков, дизайнеров и архитекторов Северной и Южной Америки, Европы и России. Все участники входят в ТОП-20 лучших бюро мира. Эксперты с удовольствием делились своими самыми успешными проектами в сфере здравоохранения, ведь все они осуществлены и прекрасно работают.
«13 лет назад, когда мы организовали первую конференцию, она была чисто российская и собрала порядка 70 человек. Сегодня MES - уникальный международный проект, который собирает сотни участников, площадка, где выступают самые успешные архитекторы и дизайнеры, готовые не просто делиться своим опытом, но и отвечать на любые вопросы гостей форума. Проект востребован, желающие посетить его регистрируются задолго до проведения конференции, приезжают и собственники медицинского бизнеса, и руководители министерств регионов России и стран СНГ, отвечающих за здравоохранение и строительство», - комментирует Рустем Хайруллин, генеральный директор МКДЦ.
«Накануне конференции мы посетили одну из казанских клиник – МКДЦ. Это очень интересный медицинский центр с большим количеством правильно организованных пространств и интересных решений. Мне очень понравилось, что операционный блок построен с четкой навигацией с движением по кругу. Мне понравилось, что в МКДЦ разделены все потоки: поступление пациентов осуществляется через разные входы, в зависимости от их заболевания. Не нужно долго ожидать в очереди в приемном отделении. Что рядом с каждым приемным отделением находится именно то диагностическое и лечебное отделение, которое нужно, и это логично. Так бывает далеко не во всех американских и европейских больницах», - делится Тушар Гупта, FAIA, старший директор «EYP Architecture & Engineering» США.
«Когда открывается медицинский центр, особенно в крупных городах, очень важно помнить, что большинство городов имеют тенденции к развитию и соответственно к увеличению численности населения. А значит и сам лечебный центр должен всегда иметь возможность расширяться и наращивать свой потенциал. Главное при этом - не уменьшать свободное пространство и не ухудшать условия пациентов. От комфортности пребывания в больнице напрямую зависит скорость и эффективность выздоровления любого пациента», - отмечает Хакобо Ордас Матиас, архитектор, руководитель отдела дизайна Rafael de La-Hoz Arquitectos, Испания.
«В России сейчас действует много различных норм, которые отстают от времени, но строить новые объекты приходится с их учетом. Поэтому очень важен мировой опыт в преодолении трудностей и важно знать обо всех современных технологиях, к которым прибегают специалисты разных стран. Ведь менять устаревшие ограничения в проектировании и строительстве объектов здравоохранения можно только при помощи доказательств эффективности того или иного решения», - констатировал Сергей Фурманчук, генеральный директор ООО «Хостер», Санкт-Петербург.
Комфорт и удобство для пациентов и медицинского персонала - это основное условие любой успешной клиники будущего, как оказалось, не только для опрошенных нами простых людей, но и для всех опрошенных нами полутора десятков архитекторов с мировыми именами. Желание сэкономить на дизайне, общественных пространствах и локациях успешным не оказывалось никогда, акцентировали приезжие эксперты. Реализовывая амбициозные проекты, им часто приходилось справляться с непростыми задачами, от поиска нестандартных решений, до достижения сложнейших договоренностей, как с заказчиком, так и с контролирующими структурами. Диалог, желание и настойчивость помогали многим идею, а иногда призрачную мечту, сделать реальностью. Воплощенные ими проекты сейчас служат людям.
«Изменив модель палат для пациентов с двойными диагнозами в одной из клиник для психически нездоровых, мы достигли снижения объемов приема успокоительных препаратов, повысили безопасность персонала и пациентов, благодаря четкому обзору комнаты и гладких поверхностей мебели. Мы повысили уровень удовлетворенности интегрированных пациентов и персонала, скрыв от глаз оборудование», - рассказывает Шери Адамс, директор, советник вице-президента HGA Architects, США.
Свет, цветовая гамма, открытые пространства, много насаждений и цветов, материалы – все это не просто элементы красивого декора, а важнейшие составляющие процесса выздоровления пациента, более стремительного и более эффективного. Сегодня это становится нормой во многих странах мира, где дизайнерские и архитекторские нестандартные выдумки поддерживает государство, видя в них пользу для людей.